Фрагмент для ознакомления
2
Методика спортивной тренировки в избранном виде спорта СКЗВС, 5 семестр, хоккей
(Задания для отработки пропущенных занятий семинарского типа)
Занятие № 1, тема: «Принципы обучения и спортивной тренировки»
Принцип возрастания нагрузки: наг¬рузка находится в определенной зависимости от уровня работоспособности спортсмена. Нагрузку повышает предъявление более высоких требо¬ваний к координации движений (разучивание более сложных движений и в целом упражнений, изменение внешних условий, комбинаций различных элементов упражнения, темпа движений).
Принцип круглогодичности связи между нагрузкой и адаптацией организма к ее воздействию лежат в основе необходимости заниматься в течение года:
− могут быть достигнуты высокие результаты лишь в случае повышения общего уровня тре¬нированности.
к более высоким результатам ведет повышение уровня отдельных компонентов тренированности.
Существует множество концепций периодизации и цикличности. Как правило, тренировочный цикл планируют на год или на полугодие, в нем выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды, взаимосвязанные между собой.
Подготовительный период: за счет постепенного по¬вышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивнос¬ти повышается спо-собность спортсмена переносить нагрузки, соз¬дание необходимой базы.
Необходимо гармоническое сочетание на втором этапе подготовительного периода отдельных компонентов состояния тренированности. Соревновательный период: оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности в условиях соревнований к достижению своих лучших результатов. Соревновательные нагрузки способствуют повышению способности к достижению лучших результатов в условиях соревнований, дальнейшему развитию и стабилизации достижений.
Переходный период – активный отдых, главной задачей которого является полное физическое и психическое восстановление спортсмена.
Принцип сознательности: творческая инициатива и самостоятельность спортсменов проявляется в собственной ответственности спортсменов, единстве ве¬дущей роли тренера и сознательного сотрудничества спортсменов.
Принцип систематичности: с учетом закономерностей функционирования организма логически последовательное развитие тренированности, распределение всех мероприятий для эффективного достижения результатов.
Принцип наглядности: конкретное и ясное восприятие явлений и создание представлений, необходимых для выполнения двигатель¬ных действий.
Принцип доступности: правильное соотношение между способностью организма и его готовностью выполнять двигательные действия, с одной стороны, и педагогическими требованиями - с другой. Решение задач тренировки требует применения таких стимулов и ориентиров, которые не превышают верхний порог работоспособности человека.
Принцип прочности: тренировать так, чтобы стали стабильными приобретенные навыки, способности и знания, что без ущерба для здоровья спорт¬смена определяет быстрый рост результатов.
Занятие № 2, тема: «Принципы обучения и спортивной тренировки»
Основные специфические принципы построения спортивной тренировки:
Направленность к высшим достижениям – использование наиболее эффективных средств и методов тренировки, постоянная интенсификация тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизация режима жизни, применение специальной системы питания, отдыха и восстановления.
Углублённая спортивная специализация – спортивное совершенствование в избранном виде спорта, в конкретном виде соревновательной программы или соревновательной дисциплины. Углубление специализации усиливает рост спортивного мастерства, совершенствование качеств: скоростных, силовых, координационных и специальной выносливости; освоение индивидуальных, групповых и командных тактических действий в атаке и обороне; разучивание сложных приемов техники и совершенствование ранее освоенных в игровых условиях; совершенствование с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа соревновательной деятельности юных хоккеистов; формирование умения готовиться к игре, управлять своим состоянием в ходе матча и восстанавливаться после матча.
Непрерывность тренировочного процесса: спортивная подготовка строится как многолетний и круглогодичный процесс, все звенья которого взаимообусловлены, взаимосвязаны, подчинены задаче достижения максимальных спортивных результатов.
Единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным загрузкам: предъявление к организму спортсменов требований, близких к пределу их функциональных возможностей на каждом новом этапе совершенствования, что имеет решающее значение для эффективного протекания процессов адаптации.
Волнообразность и вариативность нагрузки: соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между объемом и интенсивностью работы, зависимость между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий, между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления.
Цикличность процессов подготовки: систематическое повторение относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса – отдельных занятий, периодов, микроциклов, мезоциклов, макроциклов.
Принцип профилактики спортивного травматизма – за счет повышения качества подготовки и соревновательной деятельности устранение или сведение к минимуму риска спортивных травм.
Занятие № 3, тема: «Средства и методы обучения и спортивной тренировки»
Основными специфическими средствами спортивной трени¬ровки являются физические упражнения.
Средства спортивной тренировки делятся на три группы упражнений: соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостные двига¬тельные действия (либо совокупность двигательных действий), представляющие собой средства ведения спортивной борьбы и вы¬полняемые по возможности в соответствии с правилами состяза¬ний по хоккею.
Специально подготовительные упражнения содержат в себе элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе¬ния и действия, которые имеют существенное сходство с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, выполнение игровых действий и комбинаций.
Специ¬ально подготовительные упражнения подразделяются в зависимости от преимущественной направленности на подводя¬щие, которые способствуют освоению формы, техники движений, и на развивающие, целью которых является развитие двигательных способностей (быстроты, силы, выносливости и т.д.).
Специально подготовительными являются также имитационные упражнения, соответствующие по координационной структуре характеру выполнения и осо¬бенно кинематике хоккея.
Общеподготовительные упражнения представляют собой преимуществен-но средства общей подготовки спортсмена.
Внетренировочные средства делятся на педагогические, психологические, медико-биологические.
Занятие № 4, тема: «Средства и методы обучения и спортивной тренировки»
Методы, применяемые в спортивной тренировке, по направленности их можно разделить на три группы:
1. Овладение знаниями.
2. Овладение двигательными умениями и навыками.
3. Развитие двигательных способностей.
Данные группы включают следующие методы
Первая группа:
• Методы устной передачи и усвоения информации (рассказ, беседа, объяснение, описание и др.).
• Методы передачи и усвоения печатной информации (работа с учебниками, учебными карточками, книгами, программированными посо-биями).
• Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений); методы опосредованной наглядности (демонстрация кинограмм двигательных действий, рисунков, учебных видеофильмов, схем и др.); методы направленного прочувствования двигательного дей-ствия; методы срочной информации.
Вторая группа:
• метод расчлененного упражнения;
• метод целостного упражнения.
Третья группа:
• Равномерный метод
• Переменный метод
• Повторный метод
• Интервальный метод
• Круговой метод
• Игровой метод
• Соревновательный метод
Среди методов, которые преимущественно направлены на совершенствование физических качеств, выделяются две основные группы методов – непрерывные и интервальные. Непрерывные методы характеризуются однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальные методы предполагают выполнение упражнений как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.
Упражнения с использованием интервальных методов могут выполняться в одну или несколько серий.
На спортивной тренировке в режимах непрерывной и интервальной работы используют также круговой метод, направлением которого является избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.
Соревновательный метод является специально организованной соревновательной деятельностью, которая выступает в данном случае как оптимальный способ повышения эффективности тренировочного процесса.